Как помочь ребенку привыкнуть к разводу

razvod1. Решение о разводе родители должны сообщить вместе.

2. Соблюдать откровенность с детьми относительно обстоятельств, приведших к образованию семьи в ее нынешнем составе. В общих чертах необходимо объяснить, почему решили развестись. («Мама и папа много ссорятся, и мы думаем, что нам лучше пожить отдельно».)

3. Дети, даже очень маленькие, должны знать все, что произошло. Не рекомендуется «ложь во спасение» вроде: «Папе нужно уехать в командировку на несколько месяцев».

4. Не следует внушать детям веру в то, что супруг вернется домой, если только на самом деле нет такой возможности; это может вселить в детей ложную надежду, а впоследствии обернется тяжелым разочарованием.

5. Следует заверить детей, что их вины в разводе нет, что родители их будут любить, как и прежде, что они «не теряют» родителя, а просто он не будет больше жить с ними вместе.

6. Следует отнестись с пониманием к переживаемым детьми чувствами злости, тревоги или замешательства.

7. По возможности не менять уклад семейной жизни; стараться, чтобы дети остались жить на прежнем месте, посещать ту же школу. Это позволит уменьшить число обрушившихся на детей радикальных изменений.

8. Не следует рассказывать ребенку подробности бракоразводного процесса, например финансовую сторону. Желательно, чтобы ребенок не слышал обрывков телефонных переговоров с родственниками и друзьями на эту тему, он может сделать неправильные выводы, и это осложнит его отношения с родителем, который не будем проживать с ним.

9. Не вмешивать ребенка в свои отношения. Не использовать детей в качестве разменной фигуры или как объект сделки между супругами. Дети, втянутые в супружеский конфликт, после развода склонны к депрессии и отставанию в развитии. Не следует просить ребенка относить записки или хранить секреты от другого родителя («Не говори маме о тете Наташе, с которой мы сегодня ходили в зоопарк»).

10. Не поощрять сплетни, не требовать от детей сообщать обо всем, что было сказано супругом при встрече. Не заставлять ребенка принимать ту или иную сторону, не настраивать его против другого. Любое из этих действий приведет ребенка к «проигрышу», потому что, если его вынуждают выбирать одного и предавать другого, он будет испытывать чувство стыда и вины.

11. Чем меньше родители критикуют и оскорбляют друг друга в присутствии своих детей, тем легче будет детям приспособиться к новой ситуации. Лучше не ругаться в присутствии ребенка вообще. Если не решено, с кем он останется и каков будет режим посещений, следует найти посредника. Если один из супругов ведет себя недостойно, не надо принимать участия в оскорбительном диалоге. Лучше в таком случае общаться через общих знакомых или адвоката. Супруги могут быть настолько вовлечены в проблему и «заблокированы» своими эмоциями, что не сумеют найти решение, и тогда понадобиться третья сторона. Но ею никогда не должен быть ребенок.

12. Не позволять себе высказываний против семьи супруга.

13. Не заставлять ребенка принимать «взрослые» решения (например, с кем он останется), но учитывать его желание. Окончательное решение остается за взрослыми либо за судом. Если последнее не совпало с надеждами того или иного родителя, следует обратиться за помощью к специалисту, который бы помог принять неизбежное, но ни в коем случае не стоит «поливать грязью» другого родителя, даже если есть для этого основания. Таким образом, наносится вред взаимоотношениям ребенка с обоими родителями.

14. Необходимо честно рассказать ребенку о финансовых или любых других сложностях. Возможно, из-за развода родитель не сможет оплачивать его внешкольные мероприятия (музыкальную школу, кружки и т.д.). Пусть ребенок выберет только то, что его действительно интересует.

15. Если радикальных перемен не избежать, то лучше сразу рассказать о том, как изменится его жизнь – надо ли будет переезжать, менять сад или школу, с кем он останется. Смена места жительства, учебы и круга общения очень серьезно осложнит его жизненную ситуацию, поскольку он лишится еще и своей «социальной ниши», поддерживающей его. На новом месте все придется начинать сначала, а двойная психологическая нагрузка может истощить его адаптационные возможности и сказаться на здоровье. Поэтому к таким изменениям лучше готовить ребенка заранее.

16. Учителя и школьный врач должны знать о разводе родителей, чтобы понять ребенка и помочь ему, если возникнут проблемы с поведением, успеваемостью или здоровьем.

17. Если ребенок очень сильно переживает, испытывая горе или злость на своих родителей, стал агрессивным или, наоборот, замкнутым, сторонится других детей, следует обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту.

18. Супругам крайне важно во время развода и после него продолжать выполнять свои родительские обязанности. Опыт показывает, что расставшиеся супружеские пары, принявшие решение совместно ухаживать за своими детьми, относятся друг к другу с меньшей враждебностью, больше сотрудничают, а их дети легче и успешнее приспосабливаются к новому образу жизни. Многим детям даже нравится иметь два дома и заводить друзей там и тут. Наиважнейшим фактором в приспособлении ребенка к жизни в условиях совместной опеки являются дружеские взаимоотношения между родителями.

19. Не следует подавлять в ребенке чувство печали в связи с уходом родителя. Дети очень тонко чувствуют настроение и поэтому могут стараться избегать запрещенных тем, связанных с ушедшим, просто из желания не расстраивать мать. Подавление эмоций лишь удлиняет «отработку потери» и не способствует безопасному прохождению ребенка через все ее фазы. Родители должны дать детям понять, что их боль не будет длиться вечно и что дети остаются детьми обоих родителей и внуками обоих пар дедушек и бабушек.

20. Насколько это возможно, следует разделить обязанности. Не пытаться компенсировать детям потерю родителя путем взваливания на себя большого числа обязанностей.

(!) Помните: прекращение семейных контактов с бывшим супругом ведет к развитию дисбаланса, который может проявиться в браке детей.


ЧаВо (F.I.Q)


смотреть все...

Яндекс.Метрика