Поступление в школу - переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в развитии:
ему предстоит осваивать не всегда похожие и прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел безболезненно? И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь дошкольного учреждения и семьи. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Особое внимание в работе педагога-психолога уделяется обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.
Вся работа с детьми дошкольного возраста исходит из принципа «не навреди» и направленна на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребёнка. Такая работа включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психогимнастику, тренинги общения.
Для реализации работы в дошкольном учреждении созданы условия для активной целенаправленной деятельности, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи:
- наличие отдельного кабинета;
- необходимого оборудования;
- наличие метод. литературы, картотек психологических игр с данными категориями детей;
- фонотека аудиозаписей и видеоматериалы для релаксации.
- сенсорная комната
Только в рамках развитой игровой деятельности формируется начало деятельности учебной.
Основные направления работы
Психологическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, с педагогами, и с родителями.
- Развивающая и коррекционная работа
Групповые занятия с детьми младшей, средних, старших, подготовительных групп проводятся по рабочей программе «Психологическое развитие детей дошкольного возраста», созданной на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников:
- «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой;
- «Приключения будущих первоклассников» Куражева Н.Ю.,Козлова И.А.;
- «70 развивающих заданий для дошкольников» под редакцией Н.Ю. Куражевой;
Программа направлена на развитие познавательной и эмоциональной сферы.
- Психолого-педагогическая совместная деятельность.
Младший дошкольный возраст.
Психолого-педагогическая совместная деятельность с детьми по рабочей программе «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» (на основе программ: Роньжиной А.С. и Башкировой Е.В)
Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
- Индивидуальная коррекционная и развивающая работа
На каждого ребёнка, намеченного к прохождению курса игротренинга, заводится карта психолого-педагогической помощи ребёнку.
- Сенсорная комната.
В работе с особыми категориями детей проводится обучение детей приёмам саморегуляции, уверенности в себе, через использование этюдов и игр релаксационной направленности, визуализации и применением музыки.
- Коррекционно-развивающая совместная деятельность «Логопедические досуги» Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели к идее проведения логопедических досугов. Таким образом, вокруг ребёнка с ОНР совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. В течении учебного года каждый из специалистов проводит данное мероприятие с привлечением участников коррекционного процесса. Развлечение или досуг включает в себя следующие виды игр и упражнений:
- на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- на развитие слухового и зрительного внимания;
- на развитие фантазий и творческого воображения.
- Поддержка воспитателей
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов проводятся семинары-практикумы, круглые столы по проблемам педагогического общения; тематические консультации; выступления на педсоветах; использование мини-лекции, практических занятия с элементами тренинговых упражнений.
Итогом процесса становятся журналы взаимодействия с воспитателями в форме рекомендаций по развитию детей, а также анализ и контроль за деятельностью через анкетирование, диагностику и наблюдение.
- Работа с родителями
Подготовка к школе начинается с подготовки родителей, которые становятся нашими единомышленниками и с нашей помощью повысить свою педагогическую и психологическую культуру. Для родителей я провожу индивидуальные беседы, тематические консультации в рамках выступлений на родительских собраниях. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Кризис 7 лет», «Школьная зрелость», «Тренировка внимания, памяти, мышления».
Цели таких встреч:
- помочь родителям сформировать психологическую готовность детей;
- снять трудности адаптации в новой для ребёнка социальной среде.
В рамках индивидуальных консультаций родителям воспитанников предоставляются информационные буклеты с рекомендациями педагога- психолога по интересующим их вопросам.