Почему полезно пугаться ?

Почему полезно пугаться ?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни

ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребёнок нередко оказывается в плену у захватившего его чувства, поскольку ещё не умеет управлять своими переживаниями.

Если мир взрослых предсказуем, структурирован и определён, то мир детей, наоборот, не имеет четких границ.

В любой момент он может открыться ребёнку по-новому и вызвать абсолютно  полярные отклики в его душе – от ужаса до восторга. «Откуда берутся страхи у ребенка? Нужно ли с ними бороться, и как?» - родители часто задают себе такие вопросы. Попробуем разобраться.

Часто родители сами навязывают малышу ту или иную фобию своим поведением, фразами: «Не будешь слушаться, чужой дядя тебя заберет!», «Кушай кашу, а то злая «бабайка» придёт и съест тебя!», «Не трогай собаку – укусит!». Нередко прибегают к «закаливанию» - борются со страхами с помощью еще больших страхов. Например, закрывают кроху одного в комнате, если он боится темноты, считая, что так он быстрее привыкнет и перестанет бояться. Но это лишь ещё больше напугает ребенка, не говоря о том, что он может испытать стресс, который способен привести к неврозу, заиканию и даже отклонениям в развитии. Доказано, что больше всего страхов наблюдается  у детей, чьи родители сами чего-то опасаются и чрезмерно тревожны. Ребенок словно «заражается» таким поведением и начинает бояться собак, «бабаек» и болезней. Как следствие, у них появляется неуверенность в себе, а в некоторых случаях страхи приобретают форму ночных кошмаров.

Но не всегда поведение родителей становится  причиной детских страхов. Взрослеющий ребенок переживает периоды особой чувствительности к окружающему миру. Природа наделила его страхами, которые на ранних этапах развития играют полезную роль. При переходе же на новый этап, старые страхи должны исчезать, освобождая дорогу новым. И, чем старше становится ребенок, тем серьёзнее оказываются и страхи, тревожащие его. Некоторые из них присущи определенному возрастному периоду, стоит перечислить и запомнить те из них, которые считаются нормальными для развития ребенка:

На первом году жизни для ребенка характерны страх разлуки с матерью, боязнь чужих людей и незнакомой обстановки. Поэтому в этот период очень важна близость матери, её отзывчивость на призывы малыша.

В возрасте 1-3 лет появляется страх оставаться одному, боязнь темноты и сказочных существ (Баба-Яга, Волк), а также уколов и врачей.

У детей 3-5 лет наиболее часто встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, боли, высоты, крови, неожиданных звуков. Также сохраняется и иногда усиливается боязнь сказочных существ.

В 5-7 лет появляется понимание значения слова « смерть» и соответственно страх смерти  (своей и других людей), страх перед засыпанием, наказанием, страшными снами, боязнь животных и фобии связанные со стихийными бедствиями (пожар, вода, буря, ураган). Происходит осознание того, что в жизни бывают проблемы и горе, а не только радость и удовольствия.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) может возникнуть страх школы, учителя, плохих оценок, ошибок.

Страхи подросткового возраста связаны с межличностными отношениями: быть не как все, выглядеть и одеваться вызывающе.

Однако, страхи могут развиваться вследствие особенностей характера – к ним предрасположены дети от рождения эмоциональные, впечатлительные и тревожные. Также в « группу риска» входят малыши из неблагополучных семей, которые недополучают любви и уверенности в завтрашнем дне и вырастают в убеждении, что не в состоянии справится с проблемами.

А ведь одолеть детские страхи гораздо легче, чем кажется на первый взгляд. Вот несколько способов «лечения»:

  1. Посмейтесь вместе с ребенком над тем, чего он боится. Юмор вообще очень мощное средство сопротивления невзгодам. Например, ребенка пугает Баба-Яга: расскажите ему смешную историю, как она захотела мороженое, съела его, вся перемазалась и теперь выглядит забавно и нелепо. Разве такую можно страшиться? Или другой поворот беседы с ребенком: ВСЯКОГО ЗЛОДЕЯ МОЖНО И НУЖНО ПОЖАЛЕТЬ. Напомните известную песенку – «Собака бывает кусачей только от жизни собачей», или слова почтальона Печкина из Простоквашино, когда ему подарили велосипед: « Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну».
  2. Изобразите страх с помощью карандашей или красок, пластилина, бумаги и ножниц. Определенность отчасти снимает тревогу и мобилизует силы. Можно нарисовать и вырезать фигуру чудища, а затем уничтожить (порвать, разрезать на мелкие кусочки и выбросить со словами «Я тебя не боюсь!»). Главное, чтобы ребенок принимал в этом активное участие, а вы как будто только ему помогаете и если вдруг вы заметили, что в рисунке ребёнок пытается наказать злодея его же способами, т.е. попросту отомстить, следует поикать вместе иные средства, ибо известно, что злом нельзя победить зло.
  3. Детализируйте страх. Придумайте забавную историю, в которой будет досконально описано то, чего он боится. Обговорите все детали: Как оно выглядит? Где живет? Где находится днем? Какая одежда? Пусть ребенок расскажет все, что « знает». Ведь то, что мы хорошо знаем, нас не пугает, и то же относится и к детским фобиям.
  4. Пора вспомнить про ИГРЫ. Незаменимым подспорьем оказываются известные всем от мала до велика прятки, салочки, жмурки. В игре развивается ловкость, скорость реакции, способность к риску, неожиданным решениям, умение подчинять своё поведение требованию правил и согласовать его с действиями других. Таким образом, ребёнок получает новый, положительный опыт встречи с пугающими обстоятельствами, начинает увереннее чувствовать себя в пространстве, лучше сознавать свои возможности. Придумайте и свои игры, например, можно отправиться в «кругосветку». Перевёрнутые стулья, диванные подушки будут изображать опасные препятствия, которые надо проползти, перелезть или перепрыгнуть. Мамин поясок, лежащий на полу, - узкая канатная дорога над пропастью, стол – тёмный грот, клетчатый плед – самодельный плот, покачивающийся на речной волне.

Наша цель состоит не в том, чтобы упразднить страх вообще, а научить ребёнка подчинять своей воле его слепую силу, контролировать, преодолевать. Страх не является абсолютным злом. Он может приносить как отрицательные, так и добрые плоды. Например, совсем бесстрашному человеку невозможно было бы ни понять страх  другого, ни помочь ближнему. Переживание страха обостряет ощущение уюта, тепла, безопасности, учит ценить простую, повседневную радость.

5. Очень хороший способ сочинить сказку на «злободневную» тему, и при этом её конец должен быть обязательно счастливым: герой побеждает то, что его мучает.

Детское сознание находится в состоянии становления, а процесс взаимодействия ребёнка с явлениями действительности – ещё только оформляется. Доброй сказке, учитывающей эту особенность детского возраста, принадлежит оздоравливающая и целительная роль в эмоциональной жизни ребенка, в последовательном и постепенном создании мировоззренческого фундамента для формирующей личности, в её ориентации в сложности жизни.

С прагматической точки зрения сказки объясняют ребёнку, «что будет, если …», при этом сказочный посыл является абсолютно реалистичным. Например, поучительная история с Колобком на символическом языке поясняет, насколько далеко можно отойти от мамы: на шаг – ничего, на два – спокойно, на три – нормально, на четыре – опасно (съедят).

В сказке представлены целостные, мощные образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных смыслов, выступающие как мера «правильности» или «неправильности» поступков, но и архетипы, «душевное устроение», огромный душевный опыт многих поколений людей, которые когда-то тоже учились жить на свете.

Страшная история также даёт маленькому человеку возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним самостоятельно и даже отнестись к сюжету сказки с юмором. Юмор вообще очень мощное средство сопротивления невзгодам. К тому же такой «страх» не наносит никакого реального вреда: кроха знакомится со страшной историей, находясь в полной безопасности, и в любой момент может избавиться от «необходимости пугаться», закрыв книгу или выключив телевизор.

Но вовсе не любая страшная история способна оказаться полезной. «Правильный» сюжет детской «страшилки» можно определить по следующим признакам: было бы хорошо, если бы герой сказки был ровесником и современником ребенка, в этом случае эмоциональные переживания юного слушателя или зрителя окажутся более полными и яркими. Средства    борьбы со злом должны быть социально одобряемые: из сказки, в которой коварству и агрессивности отрицательного героя противопоставляются ум, смелость и ловкость положительного, ребенок извлечет ценный урок. Особенно полезны те сказки, которые заканчиваются не просто победой над отрицательным  персонажем, а его «перевоспитанием». Такая страшная сказка никогда не нанесет вреда своему слушателю или зрителю, не сделает ребенка агрессивным и не породит фобий.

Очень важно понять разницу между той сказкой, сюжет которой построен специально с расчетом слегка «попугать» ребенка, и той, которая напичкана насилием, грубостью и пошлостью с расчетом привлечь внимание массового потребителя. Такие фильмы и книги способны не только оказать неблагоприятное воздействие на тонкую детскую психику, но и полностью перевернуть сознание малыша, сформировать специфическое отношение к миру и общечеловеческим ценностям.

Разумеется, не надо заставлять ребёнка смотреть или слушать страшные истории и нарочно покупать «страшилки», если он сам этого не хочет. Однако и ограждать малыша от всего того, что, по вашему мнению, могло бы потревожить его спокойствие, нельзя. Дело в том, что большинство комплексов, которые человек проносит с собой через всю жизнь и которые порой обнаруживаются уже в достаточно зрелом возрасте, есть результат неправильного эмоционального воспитания,  которые он получил в детстве. Поэтому, если ваш ребёнок расплакался над каким-либо эпизодом сказки или мультфильма, постарайтесь успокоить его, отложите книгу или выключите фильм и предложите досмотреть или дочитать на следующий день или тогда, когда кроха этого захочет. Не настаивайте на своём, если ребёнок просит прекратить чтение или остановить мультфильм, но и ни в коем случае не показывайте, что и вы тоже напуганы или боитесь не меньше него самого. Помните, что в вас – своих родителях – малыш прежде всего видит защитников и спасителей.


© 2017 Детская психология от А до Я. Использование материалов возможно только при наличии гиперссылки на источник.
Дизайн и поддержка BTclub Ltd.