Возраст: 5 - 6 лет | Возраст 6 - 7 лет
Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение
- Особенности возраста:
- Проявление элементов произвольности всех психологических процессов.
- Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- Проявление творческой активности во всех видах деятельность. Развитие фантазии.
- Половая идентификация.
- Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельность.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситиативно-деловая форма общения со сверстниками.
- Развитие видов детской деятельности
3.1 Игра:
- выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;
- участвует в распределении ролей до начала игры.
3.2. Рисование:
- изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение.
3.3. Аппликация:
- самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);
- наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение.
3.4. Конструирование:
- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей);
- осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора).
- Развитие двигательной сферы
4.1. Развитие моторики (координация движений):
- может пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;
- отбивает мяч о землю одной рукой 4-5 раз подряд;
- может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
4.2. Проявление эмоциональных состояний в движении (вписать преобладающие признаки — по результатам наблюдения).
- Умственное развитие и развитие речи
5.1. Умственное развитие:
- расставляет по величине 7-10 предметов одинаковой формы;
- на простом плане комнаты может показать стол, за которым сидит;
- по просьбе взрослого в состоянии запомнить 5-6 названий предметов;
- действует по правилу (отбирает нужные картинки, заштриховывает фигурки);
- дорисовывает незаконченное изображение, дополняет его деталями.
5.2. Развитие представлений об окружающем:
- достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы программы);
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
5.3. Развитие речи:
- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
- грамотно использует все части речи;
- использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.
- Социальное развитие
6.1. Общение со сверстниками:
- избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.
6.2. Усвоение социальных норм и правил:
регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.).
Ведущая потребность – общение.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
- Особенности возраста:
- Проявление произвольности всех психологических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущем продолжает оставаться нагрядно-образное мышление.
- Новообразования:
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психологических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
- Развитие видов детской деятельности
3.1. Игра:
- отображает в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество);
- участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала.
3.2. Рисование:
- изображает предметы с деталями, появляются элементы ком позиции; замысел опережает изображение.
3.3. Аппликация:
- владеет разными способами вырезывания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
- наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметную композицию (сюжет).
3.4. Конструирование:
- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (8 -10 деталей);
- осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах.
- Развитие двигательной сферы
4.1. Развитие моторики (координации движений):
- может бегать, преодолевая препятствия: обежать кегли, пролезть в обруч и др.;
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5 - 7 раз);
- может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно).
4.2. Проявление эмоциональных состояний в движении (вписать преобладающие признаки — по результатам наблюдения).
- Умственное развитие и развитие речи
5.1. Умственное развитие:
- расставляет по величине 10 и более предметов одинаковой формы;
- использует схему для ориентировки в пространственной ситуации;
- распределяет предметы по группам на основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда);
- может запомнить по просьбе взрослого 6-7 названий предметов;
- осуществляет деятельность по правилу на словесном материале и по двум правилам одновременно на наглядном материале (например, отбирает картинки, где присутствуют красный цвет и изображения домика);
- использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции;
- может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю по теме.
5.2. Развитие представлений об окружающем:
- достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы программы);
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
5.3. Развитие речи:
- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
- грамотно использует все части речи, строит сложные предложения;
- использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия.
- может объяснить значения знакомых многозначных слов.
- Социальное развитие
6.1. Общение со сверстниками:
- избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику.
6.2. Усвоение социальных норм и правил:
регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);