Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой,
а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Еще два или три поколения назад на левшу смотрели настолько косо, что это порождало у ребенка самый настоящий комплекс неполноценности.
Многие учителя и воспитатели считали своей обязанностью переучить ребенка, заставляя брать карандаш из левой руки в правую. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врожденным свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа.
Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя... правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь».
Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое - отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладения речью и первое осознание ребенком самого себя. Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами», вернее «праворукими» и «леворукими» детьми.
Как «праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует. Таким образом, у левшей и правшей разная организация мозга, и, переучивая ребёнка, мы нарушаем особенности его функционирования, пытаемся заставить делать то, что противоречит его функциональным возможностям.
Ребенок – «правополушарный» левша - намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети, они непосредственны, доверчивы. Уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Многочисленные примеры и выдающихся личностей – левшей, среди которых, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Да и того мастера, что в знаменитом рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали... Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них не редок абсолютный слух.
В обыденной жизни «левше» придется труднее, чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» - дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили... Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе это не имеет в жизни никакого значения. Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.
Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой:
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним. Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться приготовить вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша. Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.
Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:
1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).
3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.
7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?
8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Если большинство заданий ребенок выполнял левой рукой, ногой ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.
___________________________
Источник:
1. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1988.
2. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
3. М.М Безруких, С.П. Ефимова Ребёнок идёт в школу. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.