Обилие классификаций семей заставили нас определиться, какие семьи мы включаем в «группу риска».
Первая группа: это семьи, которые рискуют не справиться с задачей воспитания и делают это в данный момент с большим напряжением сил.
Вторая группа: семьи, уже находящиеся в «зоне риска» (неблагополучные, асоциальные и т.д.), которые не справляются с возложенными на них функциями.
И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.
Алгоритм работы с семьями «группы риска»
Этап 1. Выявление семей «группы риска»
Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт ДОУ, из которого видно количество каждой категории семей.
Этап 2. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи (карата), определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.
Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.
Дети:
- неоконченные предложения, рисунок «Моя семья»;
- анкета «Я и моя семья».
Родители:
- тест «Какой вы воспитатель»;
- опросник «Ваш стиль воспитания»;
- тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»;
- тест «Роль родителей в воспитании ребенка»;
- опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным);
- самодиагностика родительского отношения к детям;
- опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку.
Семья в целом:
- самодиагностика типового семейного состояния
- опросник взаимодействия родителя и ребенка
Этап 3. Психолого-педагогическая коррекция
Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.
Используются следующие формы и методы работы с родителями:
- Психолого-педагогический лекторий
- Конференция
- Открытые занятия и мероприятия
- Индивидуальные тематические консультации
- Посещение семьи
- Переписка с родителями
- Родительское собрание
Психологическое обеспечение поддержки включает в себя:
- психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;
- сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
Это решается через:
- индивидуальное или групповое консультирование;
- групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;
- вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.
Тематика психологических занятий с родителями
- Первый раз – в первый класс.
- Ловушки общения.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Адаптация.
- Если у Вас конфликт с педагогом.
- Воспитание здорового ребёнка.
- Как строить отношения с ребенком?
- Профилактика эмоционального напряжения.
- Почему дети лгут.
- Особенные дети (застенчивые, импульсивные и т.д.)
- Если дети воруют.
- Возрастные кризисы.
- Ребенок в карусели развода.
- Ненормативная лексика у детей.
- Домашнее задание: с ребенком или за него.
Каждое занятие заканчивается получением обратной связи по следующим параметрам:
- Полезность встречи
- Актуальность темы
- Атмосфера встречи
параметр: «!» – положительное; «–» – отрицательное; «?» – затрудняюсь ответить.
Эти занятия помогают родителям овладеть эффективными приемами воспитания, лучшими способами общения, лучше понять чувства своего ребенка, отрефлексировать собственные родительские позиции, обогатить свой эмоционально-чувственный опыт и т.д.
«Дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка», – не устаю я повторять родителям слова С.Л. Соловейчика.
Этап 4. На этом этапе идет определение эффективности работы, предупреждение отклонений, возможность принятия новой программы действий. В конце каждого года на комиссии социально-педагогической поддержки (СПП) идет анализ результативности работы с семьями «группы риска».
Критерии эффективности работы с семьями «группы риска»
- сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;
- доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
- участие родителей в воспитательных мероприятиях;
- понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
- выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, социально-статусная, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
- отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);
- успешность ребенка.
Список использованной литературы:
- Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб., 2004. 224 с.
- Дымова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М., 2005. 144 с.
- Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. 431 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002. 256 с.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Методика работы с неблагополучной семьей: из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. - М., 1999. 24 с.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М., 2005. 254 с.