Игры, для тренировки памяти, способствуют развитию целенаправленного процесса запоминания, расширению объема памяти. Дети знакомятся с
рациональными приемами осмысленного запоминания и припоминания, учатся устанавливать связи между предметами.
Упражнение на тренировку восприятия, мышления. Развитие памяти у детей 5-7 лет.
Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике.
Приведем план такого анализа.
1. Эмоциональное восприятие предмета
"Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравится его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?"
Подобные вопросы должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего — вовлечь дошкольника в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Мы выясняем, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.
2. Анализ вызванных эмоций
"Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?"
Учим ребенка, прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.
3. Установление общего смысла
"Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"
4. Рассматривание с точки зрения композиции
"Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д."
Своими вопросами мы вовлекаем ребенка в пространственное восприятие объекта.
5. Анализ деталей
Теперь мы находим с ребёнком наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубляемся в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить ребёнок.
6. Синтез
"Закрой глаза и попробуй мысленно представить себе (исследованный объект). Скажи, что четко видишь на своей картинке? Возьми карандаши (краски) и нарисуй, как ты его запомнил".
В заключение сравниваем полученные рисунки.
Для упражнений в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в наших условиях:
- фрукты или овощи (начинаем с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства);
- цветы и растения;
- деревья; исследуем с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются);
- животные (например, кошки, собаки, птицы);
- близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.);
- люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей.
Мысленные образы и эмоции. Упражнение на тренировку воображения и памяти у детей 5-7 лет
Взрослый: "Я буду говорить фразы, а ты после каждой закрой глаза и представьте себе соответствующую картинку.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Теперь возьми листок бумаги и попробуй вспомнить и нарисовать названные фразы".
Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается нарисованным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Просмотрите картинки и, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину".
Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно. Упражнение на тренировку образной памяти и воображения у детей 5-7 лет.
Упражнение проводится в два этапа.
Так как детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия.
Воспитатель говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
ГРУЗОВИК, УМНАЯ КОШКА, ВЕСЕЛАЯ ИГРА, КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК, ДЕРЕВО, ХОРОШАЯ ПОГОДА, НАКАЗАНИЕ, ИНТЕРЕСНАЯ СКАЗКА
Серия № 2
ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК, РАДОСТЬ, ТЕМНЫЙ ЛЕС, БОЛЕЗНЬ, ОТЧАЯНИЕ, БЫСТРЫЙ ЧЕЛОВЕК, СМЕЛОСТЬ, ПЕЧАЛЬ
2-й этап — представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Тренировка зрительной и слуховой памяти, объема памяти у детей 5-7 лет.
Ребенку предлагаем запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение используется для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок увеличивается.
Описанные выше упражнения помогают детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо "ушко" или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации.
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти:
Для развития образной памяти детей (особенно слуховой памяти) используем заучивание стихотворений о природе, написанные русскими поэтами: А.С. Пушкиным, А.Н. Буниным, А.А. Фетом, Ф.И. Тютчевым, А.Н. Плещеевым, А.Н. Майковым. Обязательно побеседовав с детьми о временах года, их признаках, приметах.
ВЕСНА
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Н. Плещеев
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. А. Фет
ЛЕТО
Всё темней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей
В чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах
Теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
И. А. Бунин
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень...
А. Н. Плещеев
ОСЕНЬ
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет —
И туман, и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальние страны,
В. теплый край, за сине море,
Улетает до вёсны.
А. С. Пушкин
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо б лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
А. Н. Майков
Затем при помощи дидактического материала (картинок) закрепляем изученное.
Учим с детьми стихотворения С. Маршака «Пожар», «Багаж», С.Михалкова «А что у вас?», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», К. Чуковского «Айболит» «Федорино горе», «Тараканище», «Путаница».
Чтение детям и стихотворений, и сказок. Затем закрепление на материале «Волшебное лото», «Найди сказочному герою свою сказку».
Чтение сказок способствует развитию слуховой памяти, если их читает взрослый, и зрительной памяти, если ребенок уже научился читать сам. Более сложными, с острым, захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса». Можно читать эти сказки детям не один раз. При неоднократном прочтении ребенок глубже вникает в ход событий, ему понятны отношения и поступки. Именно эти сказки объясняют детям, как трудна борьба между добром и злом, что победа добра неизбежна, а мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом нужно говорить с детьми, задавая им ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчают понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают смысловую, логическую память ребенка.
Опираясь на составные элементы сказки строили разговор с ребенком. Например, по сказке «Гуси-лебеди»:
1. Что было запрещено делать героям сказки?
2. Нарушил ли один из героев сказки этот запрет?
3. Что произошло после того, как был нарушен запрет?
4. Как герои сказки боролись со сверхъестественными силами противника?
5. Кто помогал сестрице Аленушке спасать брата?
6. Почему печка и яблонька помогли девочке?
7. Как наказаны гуси-лебеди?
8. Каков конец сказки?
9. Чему учит эта сказка?
Используя элементы строения сказки, можно пробовать вместе с ребенком сочинить новую сказку.
Из русских народных сказок очень хорошо читать и пересказывать сказки «Смоляной бычок», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой и др.