1. Найди два одинаковых предмета
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; простые карандаши.
Инструкция:
а) «Посмотри внимательно на эту карточку
б) «Посмотри, на этом рисунке
В) "Посмотри внимательно на картинку
и найди предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чём схожесть".
2. Выкладывание из палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки, образец узора.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке
(узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
3. Исключение лишнего
Цель: развитие мышления и объема внимания.
Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы
и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».
4. Найди отличия
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку.
На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
5. Выкладывание узора из мозаики
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
6. Найди дом, в котором живёт человек рассеянный
Цель: развитие наблюдательности.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок
и найди дорогу по которой человек рассеянный дойдёт до своего дома.
7. Нанизывание бусинок
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы.
Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
8. Бабочки
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных бабочек.
Инструкция: «Посмотри и найди на этой картинке
всех бабочек. Начинай искать».
9. Срисовывание по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: образец для рисования; карандаши.
Задание представляет собой два уровня сложности:
1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок.
На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
10.Кого испугался охотник?
Цель: развитие объема и устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»
11. Лабиринты
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш
Инструкция: 1.«Посмотри внимательно на этот рисунок.
На нем изображен лабиринт, помоги улиткам найти путь друг к другу". 2."Посмотри внимательно на этот рисунок. Помоги ёжику найти тропинку, которая приведёт его к грибам».
12. Танграм
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок.
составь рядом с образцом точно такую фигуру».
Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
13. Собери картинку
Цель: закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания.
Оборудование: картинки разрезанные на 4 части.
Инструкция: «Собери из частей целую картинку,
затем можно смешивать части из 2, 3, 4 картинок».
14. Найди тень
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок
внимательно. На нем изображены разные звери и их тени. Необходимо отыскать среди теней настоящую».
Примечание. Правильный ответ — ребенок нашел одинаковые фигуры.
15. Сравни, назови, сосчитай
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок — деревья, грибы и ёжики.
Инструкция: «Посмотри на эту картинку
внимательно. На ней изображены ёлки, берёзы, грибы, ёжики. Найди все ёлки, все-берёзы, все-грибы, и всех ёжиков, покажи и дай объяснение».
16. Заплатки
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: «Посмотри внимательно и перенеси узор на соответствующие заплатки».
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых — образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка.
На одном из них изображена кукла, а на трех остальных детали не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к кукле так, чтобы все четыре стали одинаковыми. Приступай к работе».
18. Найди спрятанные фигурки-игрушки.
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Оборудование: картинки с изображением игрушек замаскированных в рисунке; простой карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок.
В нем замаскированы фигурки-игрушки. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша».
19. Найди два одинаковые дома
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением домов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок.
На нем изображены разные дома. Необходимо найти среди всех домов - одинаковые».
20. Воспроизведение рисунков
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти рисунки (любые разноцвктные геометрические фигуры) и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
21. Найди все предметы
Цель: развитие устойчивости внимания
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку.
Найди слева на картинке предметы, изображённые в клеточках».
22. Назови предмет
Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.
Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей)
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок.
На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».
Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.
23. Дорисуй
Цель: развитие умения переключать внимание. Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку.
Дорисуй у каждого домику окошко, яблоку- веточку, а цветочку-серединку. Приступай к выполнению задания».
Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.
24. Нарисуй круг и треугольник
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: два простых карандаша и по 1/2 альбомного листа (формат А-4).
Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой - треугольник. Неважно, какой рукой какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».
Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой.
25. Лото
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки картинки своей карты. Он и станет победителем»
Примечание. На первом этапе игры ведущим является взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.
26. Домино
Цель: развитие произвольного внимания, мышления.
Оборудование: детская игра «Домино», 28 фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой половинке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрукты, сказочные герои и т.п.).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в очень интересную игру «Домино». Сядьте за большой стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по 5 фишек, на которых нарисованы знакомые вам предметы. Оставшиеся фишки я отложу в сторону — здесь будет «базар». Обратите внимание на то, что каждая фишка состоит из двух частей — картинок. Фишка, у которой с двух сторон одинаковые картинки, называется дублем. Посмотрите внимательно и найдите у себя дубли. Одинаковых дублей в игре нет. У кого дублей больше всех, тот по очередности хода будет первым. У кого дублей на 1 — 2 меньше, чем у первого, тот по очередности хода будет вторым, и т.д. Так мы установим очередность хода. Первый игрок должен сделать ход любым своим дублем. Второй очередной игрок к одной из сторон дубля должен приставить любую свою фишку, на которой с одной из ее сторон есть точно такая картинка, как у дубля. Третий очередной игрок должен либо к оставшейся стороне дубля, либо к картинке фишки, поставленной вторым игроком, добавить свою фишку с одной из таких картинок. Если у очередного игрока нет фишки с одной из таких картинок, он отправляется на «базар» за дополнительной фишкой. Если на взятой с «базара» фишке нет нужной картинки, он берет дополнительно до тех пор, пока не возьмет фишку с нужной картинкой. Как только фишка с нужной картинкой найдена, ею надо сделать ход. Так по цепочке выкладываются все фишки. Игра продолжается до тех пор, пока на «базаре» и у каждого из игроков не останется ни одной фишки. Победителем станет тот, кто первым из вас выложит все свои фишки. Давайте начнем игру».
Примечание. Во избежание конфликтов необходимо следить за соблюдением очередности хода, соблюдением правил игры.