Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей семьи в становлении личности ребенка-дошкольника. Своеобразие и необходимость
ознакомление детей с миром семьи состоит в том, что воздействие семьи более эмоционально по своему характеру, чем любое воздействие, так как проводником его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. Следовательно, ребёнок особенно в ранние годы, более открыт к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
Семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные интересы. Она – первое и основное звено, которое связывает ребёнка с окружающей средой, помогает ему устанавливать связь с окружающим миром, проявлять свои интеллектуальные возможности.
Существенное значение имеет многоаспектное содержание мира семьи: этнографическое, культурологическое, социально-нравственное, трудовое. Однако не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку.
Увеличение очередности в ДОУ, потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим и посещающим ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу, проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, недостаточная информированность родителей в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке, и критериев их отбора, недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей обуславливают создание на базе ДОУ семейного клуба. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Дошкольная образовательная организация должна нацелить работу на формирование у детей направленности на мир семьи. Направленность на мир семьи предполагает наличие значимых ориентаций, интересов и привязанности к родному дому, семье, своему роду, детскому саду и т.д. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. Этим и определяется приоритетность развития семейных ценностей как основы направленности на мир семьи и выбор психолого-педагогических условий данного процесса.
Характеристика технологии клубной деятельности формирования у ребенка направленности на мир семьи.
Развитие диалогических отношений «педагог-семья» – одна из важных задач модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты семьей.
Технология клубной деятельности представляет собой определенную последовательность действий, разработке, подготовке клубов, включение детей в детские объединения, осуществлению самого досуга в клубе, подведению итогов.
Цель: проектирование педагогического процесса по формированию у ребёнка направленности на мир семьи в рамках клубной деятельности.
Задачи:
- организовать детские объединения, решающие образовательные и досуговые задачи, содействующие формированию направленности на мир семьи;
- разработать способы конструирования клубной деятельности, обеспечивающие формирование направленности ребенка на мир ребенка.
Результат: наличие у ребенка направленности у ребенка на мир семьи.
Решение данной проблемы опирается на следующие теоретико-методологические положения, получившие развитие в связи со спецификой решаемых задач:
- Положение о системном подходе к анализу педагогических явлений (В.П. Беспалько, И.В. Блаугерг, В.А. Сластении, В.Н.Садовский и др.).
- Положение о досуге как феномене культуры и образования (О.С. Газман, Б.С. Гершунский, М.Б. Зацепина, С.А.Шмаков и др.).
- Положение о личностно-ориентированном подходе к построению педагогического процесса. (Ю.П. Азаров, Н.П. Аникеева, О.С. Газман, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
- Положение о реализации творческого потенциала личности,своеобразия и развития творчества (Д.Б. Богоявленская, Э.В. Верб, С.В. Глухова, Б.Н.Теплов, Е.Л. Яковлева и др.).
- Положение о амплификации развития дошкольников (А.В. Запорожец), целостном развитии ребёнка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (М.В. Крлехт).
- Положение о проектировании и моделировании образовательной среды (Т.И. Бабаева, О.Г. Прикот, В.А. Ясвин и др.).
- Положение о построении развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г.Асмолов, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова и др.).
- Положение о деятельностном подходе к развитию личности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский).
- Положение о саморазвитии и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова).
Можно выделить следующие аспекты технологии клубной деятельности:
Психологический аспект:
- формирует и развивает личность;
- стимулирует творческую инициативу детей;
- сфера удовлетворения потребности личности;
- способствует формированию ценностных ориентаций на мир семьи;
- выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых;
- способствует объективной самооценке детей;
- формирует позитивную «Я-концепцию».
Социальный аспект:
- основа на добровольности выбора рода занятий и степени активности;
- предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- формирует потребность детей в свободе и независимости;
- способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- обеспечивает веселое настроение и удовольствие;
- формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
- активность, контрастирующая с полным отдыхом.
Педагогический аспект:
- требует пространственного и временного соприсутствия участников, создающего возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией;
- требует наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников;
- требует наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо разделены;
- способствует возникновению межличностных отношений.
Все вышеперечисленное достигается через соблюдение в работе с детьми следующих принципов:
- Принцип всеобщности и доступности;
- Принцип самодеятельности;
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип систематичности и целенаправленности;
- Принцип преемственности;
- Принцип занимательности;
- Принцип деятельности;
- Принцип гуманистичности;
- Принцип активного привлечения ближайшего окружения (родителей, взрослых, детей);
- Принцип сотрудничества.
Технология клубной деятельности способствует реализации следующих функций:
- Самореализационная функция – актуализация генетических, запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей. Это наиболее эффективно происходит во время досуга, одной из форм которого является клубная деятельность. Клубная деятельность – это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая для самопроверки, оценки собственного «Я». Клуб для ребенка – это сфера, в которой но, выступая в новых ролях, раскрывает свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражения.
- Коммуникативная функция. Клубная деятельность – это зона свободного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств, недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально приятные критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях клуба формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.
- Просветительская функция. В процессе коллективного клубного времяпрепровождения происходит упрочение чувств товарищества, возрастания степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Важно сосредоточить внимание ребенка на познании признаков семьи, на осмыслении различных связей в мире семьи и мира семьи с обществом. Понимание того, что семья находится в движении, в развитии позволяет ребенку включиться в процесс ее сплочения и преобразования. Ребенок попадает в культурно-историческое пространство семьи, в котором существуют и материальные предметы, и представления о них, идеи, ценности, и т.д. Значимым становится осознание ребенком их роли в жизни семьи, себя как их носителя, и создателя этих ценностей.
- Гедонистическая функция. Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере клуба. Дети получают удовольствие от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в них; узнавание нового и возможность творить. Это во многом определяет активность ребенка в познании мира семьи и в реализации направленности на мир семьи в поступках и поведении.
- Рекреационная функция – восстановление. Это слово имеет три значения:
- праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);
- помещение для отдыха (устаревшее);
- отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
- Прокреативная функция. Разнообразны по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности клубные занятия в кругу друзей и знакомых, в группе и в семье вызывают широкий резонанс в душах детей, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. Процессуальная характеристика технологии клубной деятельности по формированию у ребенка направленности на мир семьи представляет описание особенностей методики, средств обучения, форм организации образовательного процесса в рамках клубной технологии.
Формы: совместная деятельность, общение в рамках клубной деятельности, коллективная творческая деятельность.
Основные этапы технологии клубной деятельности по формированию у ребенка направленности на мир семьи.
1. Подготовительный этап. Компонент МПК.
Условия:
- Взаимодействие ДОО по формированию направленности ребенка на мир семьи.
Деятельность детей:
- определение понимания ребенком самоценности мира семьи;
- определение степени осознания ребенком себя как части мира семьи;
- формирование эмоционально-положительного отношения к миру семьи;
- формирование у детей желания сохранять мир семьи, осознания ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием мира семьи;
- определение понимания того, что в мире семьи все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения.
Деятельность взрослых :
- актуализация потребностей родителей в проблеме формирования у ребенка направленности на мир семьи.
- изучение традиций семейного воспитания (исторических и современных).
Ожидаемый результат: повышение интереса со стороны родителей и детей к работе по формированию у ребенка направленности на мир семьи.
2. Практический этап. Компонент: ИК, ПК
Условия:
- взаимодействие ДОО и семьи по формированию у ребенка направленности на мир семьи.
- трансляция родителями направленности на мир семьи как образца-ориентира для ребенка.
- обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи.
- сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми.
Деятельность детей
- формирование ощущения себя партнерами взрослых в очень важном деле.
- воспитание себя через воспитание родителей
- реализация потребности в творчестве
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения членам семьи.
Деятельность взрослых
- выработка у субъектов взаимодействия единства в понимании роли формирования направленности ребенка на мир семьи
- повышение педагогической компетенции родителей по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей в семье
- педагогическое просвещение родителей по проблеме формирования направленности ребенка на мир семьи
- осуществление непосредственного повседневного общения с детьми, заботы о них (родители, бабушки, дедушки)
- осуществление возможности ближе узнать детей, лучше понимать их проблемы
- Укрепление семьи
- способствовать взаимопроникновению «мира взрослых» и «мира детей»
Ожидаемый результат
- повышение знаний и представлений у родителей и детей о проблеме формирования направленности ребенка на мир семьи
- оптимизация детско-родительских отношений
3. Заключительный этап: Компонент: ИК, ПК
Условия:
- трансляция родителями направленности на мир семьи как образца-ориентира для ребенка.
- обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи
- сочетание различных видов активности дошкольника в совместной деятельности с родителями и взрослыми.
Деятельность детей
- реализация возможности внести свой вклад в улучшение жизни своей семьи
Деятельность взрослых
- активное взаимодействие детей, педагогов, родителей по формированию направленности ребенка на мир семьи.
Ожидаемый результат
- повышение активной роли родителей в формировании направленности ребенка на мир семьи
- организация совместной детско-родительской деятельности.
В ходе реализации технологии клубной деятельности по формированию у ребенка направленности на мир семьи важно придерживаться методических советов, которые помогут эффективно внедрить данную технологию:
- клуб организуется как одна из форм дополнительного образования;
- содержание творческой деятельности определяется детскими возможностями, интересами;
- руководящая роль в организации принадлежит взрослым;
- клуб должен иметь устав, собственную атрибутику, ритуалы;
- деятельность осуществляется в свободное от занятий время;
- деятельность не носит учебный характер;
- по времени деятельность ненормированная;
- в клубе должны систематически проводиться Дни открытых дверей.
Не рекомендуется такие составляющие клубной деятельности, как совет (правление), актив, постоянные поручения, собрания, членские взносы и билеты.
Методы и приемы технологии клубной деятельности формирования у ребенка направленности на мир семьи:
- проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, поэтапное выполнение действий;
- творческие методы – презентации;
- диалогические методы: беседы, «вопросы-ответы», формулировка выводов.
Технология клубной деятельности по формированию у ребенка направленности на мир семьи в условиях детского сада является эффективной при соблюдении следующих условий:
- поэтапное использование педагогической технологии сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанной на принципах создания творческой атмосферы, демонстрации взрослыми образца креативного поведения, занимательности;
- психолого-педагогическое осуществление клубной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами ребенка;
- модульная организация развивающей среды ДОО для разных видов клубной деятельности.