Заикание – это такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождается
мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса).
В целом это весьма индивидуально. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше – закрепившимся.
Заикание чаще всего проявляется в возрасте от двух до пяти лет – то есть в момент становления речи. Поэтому педагогам и родителям маленьких детей полезно знать некоторые вещи.
Иногда родители пугаются, если маленький ребенок начинает многократно повторять один и тот же звук или слог. Это необязательно признак заикания. Чаще всего это нормальный вариант речевого развития. Его проходят абсолютно все дети: одни – чуть раньше, другие – чуть позже; у одних малышей это явление более заметно, у других – менее заметно. Поэтому нет никакой нужды тут же хватать ребенка под мышку и бежать с ним к логопеду.
Ни один грамотный логопед не возьмется работать с заикающимся ребенком, которому меньше пяти лет. Только когда процесс становления речи в основном завершен, можно поставить точный диагноз. Нередко функциональное заикание проходит само собой. И ни в коем случае нельзя грубо и нервно бороться с повторами в детской речи. Это означает фиксировать малыша, в результате чего оно может действительно развиться.
Но некоторые профилактические меры предпринять можно. В присутствии ребенка должна звучать спокойная, хорошо артикулированная речь. Нужно постараться исключить его контакты с заикающимися людьми. Если заикаются сами родители, тут как раз возникает ситуация, когда, обращаясь к ребенку, они должны заставить себя говорить плавно, спокойно, контролируя себя. Ведь речь ребенка развивается, опираясь на образец.
Нужно пресекать все попытки ребенка дразнить заикающегося – и не только по моральным соображениям, которые, безусловно, очень важны. Передразнивая спазматически прерывающуюся речь, ребенок копирует ее. А это очень вредно, так как может перерасти в привычку.
И, наконец, самое важное!
При остро возникшем заикании первым делом надо устранить травмирующую психику ситуацию.
Нужно как можно раньше показать ребенка врачу-неврологу. Общих рекомендаций, однозначной схемы лечения не существует.
Заикающийся ребенок должен наблюдаться у невролога не только при инициальном заикании, но и достаточно долго (иногда года два или три) и после того, как речь нормализуется. Это поможет предупредить обострения, которые могут возникнуть в кризисные периоды (7-9-11-13 лет).
Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Острое заболевание всегда легче лечить, чем хроническое.
Практически во всех случаях заикание является следствием эмоционального напряжения ребенка. Эмоциональное напряжение возникает в результате того, что ребенок живет с чувством тревоги или страха. Безусловно, ребенка надо оберегать от прямых психических травм. (Кстати, запугивание детей взрослыми из соображений научить маленьких быть внимательными и бдительными, подверженность взрослых паническим состояниям тоже могут спровоцировать психическую травму).
Заикание может возникнуть в результате информационной перегрузки – когда телевизор, компьютер, зоопарк и театр подаются в «одном флаконе» в течение одного выходного дня. Не может ребенок перерабатывать избыточное количество информации с пользой для себя: от перекорма можно заболеть так же, как и от недоедания.
Рассеять эту тревогу, создать вокруг ребенка теплую и спокойную атмосферу – первое условие, как для профилактики, так и для лечения заикания.
Ведь страшно не само заикание. Как видно из исторических примеров, многие люди научаются с ним справляться. Страшно, когда оно патологически изменяет личность. Вот чего нельзя допускать. Заикание – это сплав расстройства речи с другими расстройствами.
Сильная личность научается уходить от заикания, преодолевает его в самой себе.
А потому и родителям, и специалистам надо усвоить один очень важный принцип: не заиканием надо заниматься, а ребенком. Не конкретную болезнь лечить, а больного. Не смотреть каждый раз ребенку в рот со страхом, что начнет заикаться, а любить его. Это главное укрепляющее средство.
Постарайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров, как это можно сделать.
Постарайтесь дружелюбно сказать, вместо раздраженного окрика.
- Интересно, ты можешь быстро надеть туфли? (Надень сейчас же туфли!)
- Давай поменяемся: я тебе игрушку, а ты мне эту вещь. (Дай мне немедленно эту вещь!)
- Давай так: один кубик кладешь ты, другой я. (Немедленно собери кубики!)
- Давай посчитаем, сколько ложек ты можешь съесть. (Ешь быстрее!)
С уважением относитесь к ребенку. Внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. Вот несколько способов похвалить ребенка:
- Молодец!
- У тебя это хорошо получилось!
- Ты сегодня хорошо потрудился!
- Прекрасно!
- Я горжусь тобою!
- Поздравляю! Неплохо!
- Я знала, что ты справишься!
- Ты быстро научился!