С одной стороны, он послушен, предсказуем, стало быть, доставляет минимум проблем родителям. С другой стороны,
мы беспокоимся: как он будет строить отношения со сверстниками, каково ему будет во взрослой жизни?
Не станет ли отказываться от контактов с людьми, чтобы сохранить своё спокойствие?
Застенчивый ребёнок выделяется среди сверстников своей необщительностью, скованностью, неловкостью, боязнью начать или поддержать разговор, особенно в незнакомой ситуации или в большой компании.
Откуда берется застенчивость?
Основная причина застенчивости – негативное самовосприятие ребёнка. Застенчивый человек убежден, что он недостаточно хорош в сравнении с другими: «слишком толстый (тощий, слабый и т.д.)», «Недостаточно умный (привлекательный, весёлый и т.д.)». Он может думать, что окружающие люди постоянно следят за его неудачами, критически оценивают его внешность и поведение, видят все его недостатки и т.д.
Чаще других застенчивыми оказываются:
- дети, у которых нет примера того, как выстраивать отношения с другими людьми (дети застенчивых родителей, первые или единственные дети в семье, дети, которые не посещали дошкольное учреждение);
- дети чрезмерно опекающих родителей, склонных постоянно контролировать и ограничивать самостоятельность ребёнка;
- дети властных, внушающих страх родителей, критически оценивающих любое действие ребёнка;
- дети, к которым взрослые предъявляют завышенные требования, не соответствующие возрасту или возможностям ребёнка;
- дети, которых часто стыдят при других людях (такие родители слишком озабочены тем, что скажут о поведении ребенка окружающие, в результате ребёнок становится зависимым от мнения и оценок со стороны).
Что могут сделать родители
для профилактики застенчивости?
- Меньше тревожиться по поводу возможных неприятностей, чтобы не контролировать каждый его шаг.
- Предоставлять ребёнку возможность получать опыт выбора и самостоятельного налаживания контактов.
- Настраивать ребенка на успех в больших и малых делах, вместо того чтобы подчеркивать его слабость или неумение («Ты еще мал», «У тебя это не получится»).
- Предоставлять возможность свободно выражать свои чувства и потребности.
- Ребенку нужно видеть, что его близкие получают удовольствие от общения и с ним самим, и с другими людьми. Больше контактов с детьми и взрослыми разного возраста, в разных ситуациях - лучшая профилактика застенчивости. Это могут быть общие праздники, совместные занятия спортом, творчеством и многое другое.
Если все же ребенок растет застенчивым, как ему помочь?
- Не нужно упрекать ребенка за его застенчивость. Если он отказывается от игры, не заставляйте и не стыдите.
- Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.
- Не ставьте в пример других детей.
- Не обещайте ему всевозможные затруднения из-за застенчивости в будущем.
- Не выделяйте застенчивость как главную черту своего ребенка. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны (например, деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность, осторожность).
- Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать.
- Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, но не следует и излишне опекать ребенка.
- Если в жизни ребенка предстоят большие изменения, помогите ему приспособиться к новой обстановке и людям. Например, побывайте с ним заранее в новой школе или классе, познакомьте с учителями и ребятами. Проиграйте с ним возможные ситуации - что он может увидеть, услышать, что ответить.
- Если ребёнок успешен в каком-то деле, подскажите, как он может использовать свои умения в общении с другими ребятами. Ведь нередко застенчивый ребенок считает себя неинтересным для других людей.
- Попросите учителя или воспитателя дать ему возможность проявить свои способности и умения.
Лучший способ справиться с застенчивостью — получить положительный опыт общения с другими людьми. Для этого постарайтесь включить ребёнка в ситуацию общения с другими детьми, где он сможет почувствовать хорошее отношение к себе.